Дина (feruza) wrote,
Дина
feruza

кий

Мысли мои по ходу стократного чтения романа субъективны и неосновательны, просто я фиксирую все, что подумалось.
Так вот подумалось...
Смотрите, Татьяна заходит в дом к Онегину. Приходит вечером, хотя в эти поры темнеет поздно.
И Таня входит в дом пустой,
Где жил недавно наш герой.
Она глядит: забытый в зале
Кий на бильярде отдыхал,
На смятом канапе лежал
Манежный хлыстик.
Во-первых, сразу отметим, что в зале неприбрано. Пылища, небось, еще.
И - два первых предмета, которые связаны с Онегиным и попадаются на глаза Татьяне, - во-первых, связаны с агрессивными движениями, во-вторых (привет, Зигмунд Ф.) - отчетливо фаллические, по крайней мере - кий.
Правда, кий на бильярде брошен отдыхать. Мол, раньше-то потыкал, потрудился, а теперь отдыхает. Не кий, а какое-то метафорическое отражение самого Онегина и его любовных похождений.
Канапе смято. Это тоже для Татьяны - след присутствия Онегина, его активной или даже агрессивной манеры оставлять в мире следы своего присутствия, ломать-мять-бросать... Убивать поэтов :)
Хлыстик, штука мягко-агрессивная, может ворохнуть в душе влюбленной Татьяны смутные садо-мазо настроения (она покорна воле, отдает в его руки право воротить куда ему захочется). Не так. чтоб прям вот сформулированно -четко и организменно, но все эти настроения - "погибну", "умру", "погубитель" - интересно смотрятся рядом с образом манежного хлыстика, брошенного хозяином. Лошадь - женщина (лошадь вообще часто ассоциируется и с сексом, и с женщиной, и сразу я вспоминаю гораздо более позднюю историю с адюльтером и погубленной Фру-Фру, в общем, это типичная такая картинка),- так вот - женщина, которой мужчина управляет по своей воле.
(Ладно, я помню, что у Онегина - жеребец. Но Татьяна про может и не знать. И потом - ну окей, жеребец. Такой вот жеребец, смиряемый хлыстом, послушный воле хозяина. Тоже - картинка: все Онегинские порывы под Онегинским же строгим контролем. Манеж, хлыст, порядок).
То есть этот хлыстик - и "в вашей воле..." - словом, Татьяна видит внутренним взором, как руки Онегина прикасаются к этим предметам.
При этом агрессивные, активные, мужские, фаллические - предметы - брошены, недвижны, отдыхают, неопасны, оставлены. Татьяна в амбивалентном офигении еще с момента разговора с О. в саду - все было за то, что щас схватит и сомнет, лепесточки оборвет, - а он руки за спину спрятал и, столбом стоя, блаблабла сказал. Ожидали бури -натиска-погибели - встретили железную сдержанность, прям не мужчина, а облако в штанах.
Не книжки ей бросились в глаза сперва (книжки - они потом, в кабинете). В этом походе по дому - схема того, как именно Т. влюблялась в Онегина. Что сперва - а что потом. То есть сперва - очевидно, ничего о нем не зная - влюбилась чисто в мужчину, с глазами, зубами (см.описание Грандиссона), плечами, руками, - а до разбирательств с душой его дело дошло сильно потом.
Tags: высокенькое
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 17 comments